Главная Юридическая Компания "АРТИКС" Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSSВторник, 17.06.2025, 19:30
БС-2

БС-3

Меню сайта

Майл-оплата
Дай пять!получить кнопку

Моральный ущерб
Телефон: 8-905-836-74-09. E-mail + Агент: mobiur@mail.ru. ICQ: 612000445.

 
Моральный вред
и основания для его возмещения

 
«За плохо прожаренную сосиску - требую $1.000.000».
(Из обращения американского потребителя).

 
   О миллионе долларов, конечно, даже задумываться не имеет смысла, но определенную сумму - за возмещение морального вреда, потребитель потребовать вправе. Какую и при каких условиях?

 
   Начнем с определения "морального вреда". Согласно ст. 151 ГК РФ, под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права и блага.

 
   В соответствии с действующим законодательством о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

 
   Таким образом, компенсация морального вреда возможна только при наличии ВИНЫ продавца (изготовителя).

 
   Кто должен доказать вину? Обязанность доказывать отсутствие вины лежит на причинителе морального вреда. При этом он может быть освобожден от ответственности, если докажет, что моральный вред причинен нарушением прав потребителя, вызванных действием непреодолимой силы.

 
   Когда можно требовать компенсации морального вреда?

 
   Потребитель должен знать, что компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. Это означает, что если продавец уже возместил Вам имущественный вред, компенсацию морального вреда все равно можно потребовать.

 
   Моральный вред компенсируется только в денежной форме. На практике, конечно же, продавец может предложить в качестве компенсации "подарок" и предложить подписать соглашение о том, что потребитель не имеет никаких претензий к продавцу (изготовителю, исполнителю).

 
   Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Это означает, что "сумма" морального вреда, может быть как меньше размера имущественного вреда, так и в разы больше.

 
   Можно "договориться" о размере морального вреда с продавцом (изготовителем, исполнителем) и мирным путем. В практике США есть примеры, когда недобросовестные хозяйствующие субъекты платили потребителям миллионы долларов за их "молчание". Впрочем, зачастую это является основанием для спекуляций со стороны недобросовестных потребителей, стремящихся "отстегнуть" от крупной компании круглую сумму, дабы обеспечить свое существование. То им чай подают слишком горячий, то в инструкции для "микроволновки" не напишут, что в ней нельзя сушить кошек и собак…

 
   В России, как показывает практика, суммы, присуждаемые по делам о возмещении морального вреда, редко превышают 50.000 тысяч рублей, да и то в самых "жарких" случаях. В реальной ситуации, в зависимости от степени морального вреда (которая для каждого человека - индивидуально), можно получить несколько тысяч рублей. Удовлетворит ли это Вас морально? Ну, если не денежная компенсация, то быть может извинения продавца (изготовителя), или факт публичности процесса, обращения внимания СМИ и т.д.

 
   И все таки, в какую сумму определить моральный вред? Какими критериями пользоваться? Несмотря на то, что это Ваше субъективное право, любой "перегиб палки закона" будет судом пресечен. Поэтому в качестве критерия можно использовать научные рекомендации. Так, например, в литературе нарушение имущественных прав потребителей оценено в 36 МРОТ (на данный момент 1 МРОТ составляет 4 611 рублей), а то же нарушение, причинившее значительный ущерб в 144 МРОТ. От этих сумм и отталкивайтесь. Любой "перебор" судом попросту будет ограничен и поставлен в рамки практики по подобным делам.

 
   При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред (ст.152 ГК РФ). При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

 
   Приведем пример из практики:

 
   А. обратился в суд с иском к АО "АвтоВАЗ" о возврате товара, взыскании стоимости автомобиля, неустойки и компенсации морального вреда, сославшись на то, что 22.05.2010 г. приобрел автомобиль ВАЗ-21110. В процессе эксплуатации автомобиля были обнаружены недостатки, в связи с чем он обратился с претензией к АО "АвтоВАЗ" сначала с требованием об устранении обнаруженных недостатков, а затем с заявлением о принятии некачественного автомобиля и возврате уплаченной денежной суммы. Поскольку в удовлетворении заявления ему было отказано, он обратился с указанными требованиями в суд.

 
   Решением Федерального суда Автозаводского района г.Тольятти от 05.07.2010 г. иск удовлетворен частично. АО "АвтоВАЗ" обязано принять у А. автомобиль ВАЗ-21110, с ответчика в пользу истца взыскана стоимость автомобиля, неустойка - 13 000 руб., компенсация морального вреда - 5000 руб., расходы по оплате экспертизы в сумме 8 500 руб. (Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 июля 2003 г. №46-В03-5).

 
   В таком же примере: сумма компенсации морального вреда - заявленная - 5000 руб., присужденная - 1000 руб. (Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 января 2004 г. №46-В03-19).

 
   В другом аналогичном примере фигурирует сумма в 500 рублей (Определение СК Верховного суда РФ от 28 октября 2003 г. №46).

 
   И это только мизерная часть из того.

 
   Если Вы столкнулись с ситуацией, где Вы бы хотели "отбить" моральный вред, обратитесь в нашу компанию. Мы поможем грамотно все сделать.

 
   С Уважением,
   Компания "АРТИКС".


Телефон: 8-905-836-74-09. E-mail + Агент: mobiur@mail.ru. ICQ: 612000445.
БС-1

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

МИНИ-ЧАТ

Жизнь сайта

Наш опрос № 1
Как Вы оцениваете работу Компании "АРТИКС"
Всего ответов: 24829

Наш опрос № 2
По какому вопросу Вы обращались к профессиональному юристу (адвокату)?
Всего ответов: 62408

Сейчас на сайте

Статистика сайта

Информстрока

Copyright MyCorp © 2025Сделать бесплатный сайт с uCoz